муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад №315"

Такие разные дети

 

  

Все дети разные, и каждый ребенок - уникален. Мы - взрослые можем обратить эту уникальность во благо ребенка, либо во вред. И тогда мы получим либо успешного взрослого человека в итоге, либо глубоко несчастного с кучей комплексов. Иногда взрослым необходимо отбросить все свои стереотипы, все "равнения на кого-то". Главное - увидеть в ребенке все то положительное, что ему дала природа, дали родители своими генами.

 

Маленький лжец

Что надо знать родителям детей, которые лгут?

Прежде всего, то, что ложь - это абсолютное нормальное явление для детей. Более того, детская ложь является признаком того, что у ребенка нормально развиваются речь и воображение. Вообще, вымыслы детей - это еще не ложь в полном смысле этого слова. Дети редко используют ложь в корыстных целях.

Как правило, причиной того, что дети говорят неправду, являются запреты со стороны родителей. Взрослые вынуждены ограничивать свободу детей, вводить ограничения, и для того, чтобы обойти их, дети начинают хитрить.

Поэтому основная рекомендация родителям может заключаться в том, что им следует предъявлять ребенку только разумные, тактичные, справедливые требования. Надо уважать своих детей, считаться с их интересами, идти на уступки, устанавливать компромиссы. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.

Кроме того, ребенок может использовать ложь в психотерапевтических целях, что иногда делают и взрослые. Например, 3-летний Дима по дороге из детского сада с гордостью заявил маме, что сегодня воспитательница поругала его за неаккуратную аппликацию, а он ей показал язык, и все дети над ней смеялись. 

Надо ли говорить, что на самом деле дети смеялись над ним, а не над ней, и язык он никому не показывал. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую "версию" события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.

Иногда родители сами вынуждают ребенка врать, предъявляя ему непосильные, слишком завышенные требования. Детям хочется оправдать ожидания и надежды взрослых, и они выдумывают истории о собственных успехах. Мамам и папам надо знать, что хвастливый "лгунишка" - это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод почаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь.

С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами - не образец правдивости.

 В каких случаях родителям надо задуматься и предпринять меры для предотвращения детской лжи?

Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателен, но при этом не делает никаких реальных действий и не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Из таких юных "сочинителей" вполне могут вырасти взрослые бездельники с большими претензиями. Поэтому поддерживать у ребенка баланс между вымыслом и реальностью все-таки нужно, и если фантазии заменяют ему все виды активности, необходимо возвращать его "на землю" и прививать вкус к настоящему делу.

И еще родителям важно научить ребенка различать "плохую" ложь и "ложь из вежливости". Например, ребенок должен понимать, что некрасиво показывать другу свое разочарование подаренным им на день рождения презентом. В этом случае ложь допустима. Но, к сожалению, даже первоклассным маленьким лгунишкам с трудом дается ложь из вежливости

Почему маленькие дети бывают такими непослушными? 

Почему их так трудно приучить к порядку, организованности?

Вот и ответ на наше "почему?": дети бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не умеют контролировать своё поведение.

Все дело в том, что младшие дошкольники находятся во власти предметной ситуации и их действиями управляют попавшиеся под руку предметы. Ребенок, который кидается то за камушками, то за кошкой, действует вовсе не по своей воле, а по "принуждению" окружающих вещей и обстоятельств. И задержать реакцию на эти обстоятельства для него очень непросто, удержаться от соблазна без специальных усилий невозможно. А прилагать усилия, чтобы преодолеть свои побуждения, он не умеет, да и не очень хочет.

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.

Мама что-то объясняет дочке: показывает, как сделать лодочку из бумаги. Девочка очень хочет заниматься с мамой и сначала вроде слушает, но очень скоро начинает смотреть по сторонам. А по оконному стеклу ползет муха. А рядом лежат карандаши... И вот эта муха и карандаши привлекают внимание малышки. Естественно, все объяснения проходят мимо девочки, при этом она может даже не нарушать дисциплину в привычном смысле слова. И порой такой ребенок очень даже хочет научиться делать из бумаги что-то, но не может сосредоточиться. Его действиями руководит жизнь вокруг него. А поскольку в ней каждую минуту что-то происходит, сосредоточиться невозможно.

Самые простые способы управления ребенком хорошо всем известны. Например, можно убрать все, что способно отвлечь малыша от полезного занятия. Или наоборот: дать в руки какие-нибудь интересные предметы, которые на какое-то время займут его и тем самым помогут ему не приставать к взрослым. Так мы и делаем, когда нам нужно заняться своими делами. Но все это - меры, помогающие взрослым и нисколько не приносящие пользы самому ребенку. Он от этого не становится хозяином своих действий, не учится управлять ими.

Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Если рассмотреть поведение детей, станет очевидным, что очень часто они действуют неосознанно, а значит, непроизвольно. Если спросить ребенка, что он делал полчаса назад, он может пожать плечами и сказать: "Не знаю". Он действительно не знает, не замечает, что делает. Он находится как бы внутри предметной ситуации, полностью в нее погружен, отсюда - невозможность посмотреть на себя со стороны, осознать собственные действия.

Что может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку овладеть своим поведением?

Как любим мы повторять малышам очевидные для нас истины и разумные аргументы: "Сколько раз тебе повторять, за столом - не шалить"; "Нельзя трогать грязь, а то испачкаешься, руки будут грязные". А ребенок, хотя и слушает, однако не слышит и не принимает в расчет разумных аргументов взрослого. Видимо, надо искать другие методы воздействия. Например, создать спокойную обстановку за столом, когда ничто не отвлекает малыша, или предложить ему безопасное место или занятие на прогулке.

Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Правила гигиены (нужно чистить зубы), правила общения (нужно здороваться), правила дорожного движения. Все они, с одной стороны, указывают, что нужно делать, а с другой - указывают на то, что данный способ действия является хорошим, т. е. правильным. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно.

Когда малыш начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопрос: «Правильно ли я делаю?» Эти вопросы уже свидетельствуют о том, что правила выделились в сознании ребенка и стали значимыми, он их услышал и хочет выполнять.

Чтобы правило выделилось в сознании ребенка и регулировало его поведение, оно должно приобрести определенную привлекательность, значимость. Другими словами, он должен захотеть действовать правильно. Однако следует помнить, что слишком трудные правила, которые ребенок еще не способен выполнить, могут убить у него интерес, отнять уверенность в своих силах и желание.

Одним из приемов может стать планирование и подведение итогов дня. К планированию своего дня нужно привлекать самих детей. Беседу об этом лучше проводить утром, чтобы настроить ребенка на предстоящие события, чтобы он внутренне готовился к ним. При планировании дня важно выделить в нем какой-нибудь главный эпизод, наиболее привлекательный для малыша. Например: "Сегодня поиграем в новую игру".

Другая задача - ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать принимать самостоятельные решения, относящиеся к его собственным действиям. При этом нельзя оценивать ответы малыша и добиваться от него "правильного" ответа. Ответы на подобные вопросы не должны считаться правильными или неправильными. Но самостоятельный ответ или выбор ребенка нужно обязательно подчеркивать.

После 3 лет дети уже способны делать что-то для чего-то или кого-то, у детей начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения. Например, чтобы пойти гулять, нужно собрать разбросанные кубики. И дети готовы терпеть и ждать, потому что подобные неприятные действия имеют для них смысл. Скучная уборка в комнате приобретает смысл в предвкушении будущей прогулки. Так детское "хочу гулять" подчиняется взрослому "надо" (надо убраться). Причем "надо" становится более значимым, нежели "хочу". 

Позаботьтесь о том, чтобы смысл действий ребенка оказался ясным для него, а результат - желанным и привлекательным. Чтобы малыш отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка еще далеко не заканчивается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с вашей помощью они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение.

Если вы поможете своему ребенку понять, чего он хочет, поможете сделать сознательный выбор и научите отвечать за сделанное решение, - это будет серьезным шагом в становлении произвольности вашего малыша. Однако ваша помощь должна быть точной и тонкой. Ни в коем случае не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет! Ваша задача не в том, чтобы ломать или преодолевать его собственные желания, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам! 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 20.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения